3. Если длина части со сбоем больше, создайте выделение, охватывающее проблемные данные. Убедитесь, что выделение находится только в том канале, где имеется проблема, при необходимости добейтесь этого с помощью клавиши <ТаЬ> (рис. 10.2).
4. Выполните команду меню Tools -> Repair -> Copy Other Channel. Если вы поместили указатель текущей позиции в центр проблемного участка, программа Sound Forge скопирует 10 миллисекунд данных (5 миллисекунд до и 5 миллисекунд после указателя текущей позиции) из нормального канала в сбойный. Если вы сделали выделение, программа Sound Forge скопирует то же количество данных, которое содержится в выделении (до 0,5 секунды) из нормального канала в сбойный канал.
Совет
Функция Repair/Copy Other Channel работает лучше всего тогда, когда данные в обоих каналах похожи. Если данные сильно отличаются, функция может не работать. В этом случае попробуйте другие функции из группы Repair.
3. При первом открытии окна график будет смасштабирован на всю длину файла, поэтому выбрать конкретные частоты будет трудно. Чтобы отмасштабировать его до определенной частоты или группы частот, щелкните левой кнопкой мыши посередине графика и нарисуйте прямоугольник вокруг частот, которые вы хотите рассмотреть более подробно (рис. 10.4).
Совет
Как и в любом другом окне, вы также можете изменить размер окна путем перетаскивания его углов. Это позволит вам увеличить график для вывода большего количества значений.
Совет
В то время, когда вы передвигаете мышь внутри графика, рядом с указателем мыши выводится значение амплитуды (в децибелах) и частоты (в герцах). Прижав указатель мыши к верхней точке полосы частот, вы сможете прочесть значение амплитуды для этой частоты. Выполнив команду меню Options -> Show Position, вы можете включить или выключить эту функцию, а выбрав команду Options -> Show Notes, вы увидите рядом с указателем мыши значения нот для частот, которые вы рассматриваете.
4. Когда вы растягиваете график, полосы прокрутки слева и снизу графика становятся активными. Они работают так же, как и любые другие полосы прокрутки в окне и позволяют вам просматривать различные части графика. Вы можете также выбрать команду меню Display -> Grab/Pan для использования мыши в качестве инструмента прокрутки. В этом режиме, когда вы щелкаете мышью внутри графика и протягиваете мышь, график перемещается. Чтобы вернуться в режим масштабирования, просто выберите команду Display -> Grab/Pan снова.
5. Чтобы показать весь диапазон частот, выберите команду меню Display -> Zoom Out Full. А для того чтобы показать весь диапазон амплитуд, выберите команду Display -> Normalize dB.
Совет
Вы можете также изменить масштаб графика, выбрав команду меню Display -> Zoom To Range. Чтобы установить диапазон для данной функции, выберите команду Options -> Settings, после чего откроется диалоговое окно Spectrum Settings - ;. В группе Display Range установите минимальное и максимальное значения для диапазона частот (по горизонтали) графика, а затем — минимальное и максимальное значения для диапазона амплитуд (по вертикали) графика с помощью параметров Ceiling (-149 to 0 dB) и Floor (-150 to -1 dB), соответственно.
6. Чтобы частоты на графике отображались в логарифмической шкале, а не в линейной, выберите команду Display -> Logarithmic. По существу, это означает, что в данном режиме на графике будет показан более широкий диапазон низких частот. Поэтому, если вы работаете с аудиоданными с большим количеством низкочастотного содержимого (например, партией бас-гитары), вам, может быть, гораздо удобнее рассматривать график с логарифмической шкалой.
7. Вы можете изменить внешний вид графика и другими способами. Первоначально вы видите режим Bar Graph (столбцовая диаграмма). Это очень удобный режим, поскольку он показывает для выводимых частот отдельные столбцы. Кроме того, существуют еще режимы Line Graph (линейный график) и Filled Graph (заполненный график). Чтобы использовать эти режимы, просто выберите команду меню Display -> Line Graph или Display -> Filled Graph.
8. Поскольку функция Spectrum Analysis использует обычное окно вместо диалогового, вы можете держать его открытым в процессе редактирования аудиоданных. Если вы вернетесь в окно данных и выделите другой фрагмент данных, вы сможете переключиться в уже открытое окно Spectrum Analysis - ; для анализа новых данных. Однако график не обновляется автоматически, поэтому для того, чтобы обновить график, выберите команду Update.
Совет
Если вы хотите, чтобы график обновлялся автоматически каждый раз, когда вы выделяете новый фрагмент данных или редактируете данные, выберите команду меню Options -> Auto Update в окне Spectrum Analysis - ;.
Совет
Вы можете также заставить функцию Spectrum Analysis показывать графики для различных частей ваших аудиоданных одновременно. Выберите команду меню Options -> Settings для открытия диалогового окна Spectrum Settings - ;. Параметр Slices displayed (1 to 64) позволяет выбрать, сколько графиков будет показано на экране (до 64), а затем указать, будут ли они показаны в прямом (Forward) или обратном (Backward) порядке в соответствии с данными в вашем файле. Нажмите на кнопку ОК. В зависимости от количества графиков, которое вы выбрали, функция Spectrum Analysis разобьет ваш аудиофайл на такое же количество частей и покажет для каждой части свой график. Графики будут показаны либо с начала файла, либо с конца, в зависимости от того, какой из переключателей, Forward или Backward, был выбран.
9. Функция Spectrum Analysis может быть также использована в режиме реального времени. Если вы выберете команду меню Options -> Monitor Playback, график будет изменяться по мере воспроизведения. Кроме того, вы можете также использовать эту функцию для анализа звука, поступающего в вашу звуковую карту в режиме реального времени. Это означает, что вы можете подключить микрофон к звуковой карте, говорить в него что-нибудь и наблюдать на графике частотное содержимое звука. Чтобы получить такую возможность, выполните команду меню Options -> Monitor Input.
10. Чтобы установить точность функции Spectrum Analysis, выберите команду меню Options -> Settings для открытия диалогового окна Spectrum Settings - ; (рис. 10.5).
11. Функция Spectrum Analysis использует воображаемое окно по мере того, как анализирует выделенные вами данные, раздел за разделом. Размер этого окна (в сэмплах) определяется параметром FFT size. Чем больше окно, тем точнее анализ, но тем медленнее обработка. Хорошим значением является 2048, как компромисс между точностью и скоростью обработки.
12. Параметр FFT overlap (0 to 99%) определяет, насколько каждая позиция анализа перекрывает предыдущую позицию. Опять-таки, чем больше перекрытие, тем точнее анализ, но медленнее обработка. Обычно 75% является хорошим значением.
13. В раскрывающемся списке Smoothing windows можно определить, какой алгоритм будет использоваться для анализа ваших данных. Вы можете поэкспериментировать с этим параметром для того, чтобы найти наиболее подходящий вариант для материала, который вы анализируете, но чаще всего вы, вероятно, будете использовать вариант Blackmail-Harris, дающий наибольшую точность.
14. Есть еще несколько наборов настроек графика, которые вы можете выбрать в зависимости от типа анализируемых данных. Попробуйте поэкспериментировать с ними. Закончив процесс настройки, щелкните на кнопке ОК.
15. Кроме режимов Bar Graph, Line Graph и Filled Graph, функция Spectrum Analysis также имеет режим Sonogram. Чтобы активизировать его, выберите команду меню Display -> Sonogram (Color), после чего увидите график, подобный показанному на рис. 10.6. Вместо частоты и амплитуды этот график показывает зависимость частоты (по вертикали) от времени (по горизонтали). Это означает, что на графике вы сможете увидеть в выделенных данных все частоты в конкретный момент времени. Не только это, но и различные цвета представляют амплитуды частот. В нижней части окна вы увидите шкалу, показывающую, какие цвета соответствуют каким амплитудам в децибелах.
16. Как и в других режимах, вы можете двигать указатель мыши вдоль графика, при этом будут отображаться амплитуды конкретных частот в виде чисел. Режим Sonogram не позволяет вам масштабировать или перемещать график. А в процессе воспроизведения вы увидите, как указатель текущей позиции прокручивается внутри графика, вместо того, чтобы изменялся сам график.
17. Если вы хотите изменить интенсивность цветов на графике, просто переместите ползунок, расположенный непосредственно под графиком. Перемещение вправо увеличивает интенсивность цветов, а перемещение влево — уменьшает.
18. Вы можете также выбрать черно-белый режим Sonogram с помощью команды меню Display -> Sonogram (В & W).
19. Чтобы настроить точность в режиме Sonogram, выполните команду меню Options -> Settings для открытия диалогового окна Spectrum Settings - ;. После этого настройте параметр Set sonogram resolution (1 to 10,000 samplings). Чем выше его значение, тем более точным будет график в режиме Sonogram, но для его создания потребуется больше времени. Значение по умолчанию 200 обычно работает хорошо. Щелкните по кнопке ОК.
Совет
Если вы хотите вывести график на печать в любом из режимов, просто выполните команду меню Options -> Print.
20. Закончив работу с функцией Spectrum Analysis, закройте окно с помощью команды меню Options -> Close.
5. Посмотрите момент времени, в который происходит сбой, под графиком.
6. Измените масштаб времени в окне данных, чтобы найти проблему на графике звукового сигнала.
7. Как разрешить проблему, смотрите в пошаговых инструкциях, приведенных выше в этой главе.
5. Установите параметр Single tone length (0.001 to 2 seconds). Этот параметр определяет длину (в секундах) каждого отдельного генерируемого тона. Чтобы создать тон средней длины, используйте значение в районе 0.200.
6. Установите параметр Break length (0.001 to 2 seconds). Этот параметр определяет продолжительность тишины (в секундах) между каждым отдельным тоном. Чтобы имитировать нормальную скорость тонального набора, используйте значение в районе 0.100.
7. В дополнение к параметру Break length (0.001 to 2 seconds) вы можете также вставлять характерные паузы между тоначьными сигналами набора. Для этого выберите значение параметра Pause character (запятая, используемая в качестве значения по умолчанию, работает хорошо). Добавьте к параметру Dial string запятые там, где вы хотите, чтобы были паузы. Затем установите параметр Pause length (0.001 to 5 seconds) (в секундах), указывающий, насколько долгой будет пауза, когда Pause character встретится в строке Dial string во время генерирования тональных сигналов.
8. Установите флажок Fade the edges of each tone. Это позволит предотвратить появление проблем, так что вам лучше всегда оставлять этот флажок установленным.
9. Если вы вставляете тональные сигналы в существующий аудиофайл и хотите, чтобы они были вставлены в текущей позиции, выберите в раскрывающемся списке Insert new tone sequence at вариант Cursor. Вы можете также выбрать, куда будут вставляться тональные сигналы — в начало или в конец файла. Если вы создаете новый файл, вам не нужно устанавливать этот параметр.
10. Установите параметр Amplitude (-Inf. to 0 dB), указывающий, насколько громкими будут тональные сигналы.
11. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать, как будут звучать ваши данные, прежде чем программа Sound Forge реально изменит их.
12. Нажмите на кнопку ОК.
Программа Sound Forge сгенерирует сигналы телефонного тонального набора в соответствии с установленными вами параметрами.
7. Установите параметр Amplitude (-Inf. to 0 dB), указывающий, насколько громким будет звук.
8. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать, как будут звучать ваши данные, прежде чем программа Sound Forge реально изменит их.
9. Нажмите на кнопку ОК.
Программа Sound Forge сгенерирует звуки в соответствии с установленными вами параметрами.
5. Группа переключателей Current operator позволяет вам выбрать, с каким оператором вы собираетесь сейчас работать. Все операторы имеют одинаковое количество и типы параметров, так что мы расскажем только о параметрах для переключателя 1.
6. Определите амплитудную огибающую для текущего оператора с помощью графика амплитуды. Этот график работает точно так же, как график в функции Envelope, о которой мы рассказывали в zwee 9. Амплитудная огибающая управляет громкостью звука для оператора в зависимости от времени.
7. Выберите вариант в раскрывающемся списке Operator shape. Этот параметр определяет тип базового сигнала, который вы хотите использовать для данного оператора. Вы можете выбрать из вариантов Sine, Square, Saw, Triangle, Noise и Absolute Sine, так же как и в функции Simple Synthesis.
8. Установите значение параметра Frequency (0.00 to 22.050 Hz). Этот параметр определяет частоту (или высоту тона), используемую для данного оператора.
9. Установите параметр Feedback (0 to 100%). Данный параметр позволяет вам посылать вывод текущего оператора ему самому, т. е. вы можете заставить оператор модулировать свою собственную частоту в дополнение к той, которая была смодулирована другим оператором. Поэкспериментируйте с этим параметром, чтобы посмотреть, как он влияет на звук, который вы пытаетесь создать.
10. Установите параметр Amplitude (-Inf. to 0 dB), чтобы указать, насколько громким будет окончательный вывод текущего оператора.
11. Если вы используете больше одного оператора, повторите шаги с 5 по 10 для каждого дополнительного оператора.
12. Если вы вставляете звук в существующий аудиофайл и хотите, чтобы он был вставлен в текущей позиции, выберите в раскрывающемся списке Insert waveform at вариант Cursor. Вы можете также выбрать, куда будет вставлен звук, в начало или в коней файла. Если вы создаете новый файл, вам не нужно устанавливать этот параметр.
13. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать, как будут звучать ваши данные, прежде чем программа Sound Forge реально изменит их.
14. Нажмите на кнопку ОК.
Программа Sound Forge сгенерирует звуки в соответствии с установленными вами параметрами. Для некоторых примеров звуков, которые вы можете создать с помощью функции FM Synthesis, не забудьте посмотреть наборы настроек из поставки программы.
Совет
Попробуйте сохранить некоторые звуки в виде файлов WAV, а затем использовать их для параметра Impulses функции Acoustic Mirror. Единственное ограничение заключается в том, что длина файлов не должна превышать 12 секунд. С помощью этой техники вы можете создавать весьма причудливые имитации внешней среды.
Программа Sound Forge содержит так много инструментов и функций, что составить какую-либо их классификацию очень трудно, потому что четко разделить их какие-либо категории весьма сложно. Некоторые используются для редактирования, другие — для обработки, третьи — для добавления эффектов. Существует еще несколько инструментов, не подпадающих ни под одну из этих категорий. Они дают вам возможность восстанавливать, анализировать и синтезировать аудиоданные. Вот вопросы, которые мы рассмотрим в этой главе:
восстановление аудиоданных с помощью функций Repair; исследование аудиоданных с помощью спектрального анализа; создание новых звуков с помощью простого синтеза; создание новых звуков с помощью FM-синтеза.
В главе 7 мы говорили об инструменте Pencil и о том, как его использовать при работе с вашими аудиоданными. Программа Sound Forge 5.0 содержит несколько новых функций, еще больше упрощающих разрешение проблем, возникающих при работе с аудиоданными (например, удаление хлопков, щелчков).
Функция DTMF/MF позволяет вам генерировать телефонные сигналы. Мы не знаем, зачем это может потребоваться. Но есть песни, в которых телефонные гудки используются в качестве эффектов, так что, может быть, и вам эта функция пригодится. Как бы то ни было, вот как она работает:
1. Создайте новый пустой аудиофайл, выбрав команду меню File -> New и установив соответствующие параметры в диалоговом окне New Window, или откройте существующий аудиофайл. Как это делать, мы обсуждали в главе 4. Если вы откроете существующий аудиофайл, поместите указатель текущей позиции в то место файла, куда вы хотите вставить телефонные сигналы.
2. Выберите команду меню Tools -> Synthesis -> DTMF/MF Tones, чтобы открыть диалоговое окно DTMF/MF Tones (рис. 10.8).
3. Установите параметр Dial string (1234567890ABCD**). Это телефонный номер, который вы хотите имитировать. Так же как и на обычном телефонном аппарате, вы можете вводить числа, буквы и некоторые другие символы.
4. Выберите один из двух переключателей группы Tone style to generate. Аббревиатура DTMF расшифровывается как Dual Tone Multi-Frequency (тональный набор с разделением частот). Это название типа звуковых сигналов, генерируемых стандартными телефонными аппаратами. Аббревиатура MF расшифровывается как Multi-Frequency (многочастотный). Это название типа звуковых сигналов, используемых внутри телефонных компаний для управления функционированием телефонных сетей.
Функция FM Synthesis позволяет вам создавать более сложные синтезированные звуки с использованием приемов FM-синтеза. Многие старые модели синтезаторов Yamaha (например, TX81Z) использовали эту форму синтеза. Путем комбинирования многих простых звуковых сигналов в различных сочетаниях FM-синтез позволяет вам создавать некоторые очень реалистичные и многие не совсем реалистичные звуки. Вот как работает функция FM Synthesis:
1. Создайте новый пустой аудиофайл, выполнив команду меню File -> New и установив соответствующие параметры в диалоговом окне New Window, или откройте существующий аудиофайл. Как это сделать, мы рассказывали в главе 4. Если вы открываете существующий аудиофайл, поместите указатель текущей позиции в то место файла, куда вы хотите вставить синтезированный звук.
2. Выполните команду меню Tools -> Synthesis -> FM, чтобы открыть диалоговое окно FM Synthesis - SoundlS (рис. 10.10).
3. Установите значение параметра Total output waveform length (0.001 to 60.000 seconds). Этот параметр определяет длину (в секундах) создаваемого аудиосигнала.
4. Выберите вариант параметра Configuration. Этот параметр определяет, сколько операторов вы хотите использовать для генерации вашего звука и как они будут соединены. Чтобы понять, какие типы звуков создаются при каждом из вариантов, вам придется поэкспериментировать.
Замечание
В FM-синтезе оператор представляет собой базовый генератор сигнала. Вы можете рассматривать оператор как одну функцию Simple Synthesis с парой дополнительных параметров. Функция FM Synthesis позволяет вам использовать до четырех операторов, так что она похожа на объединение четырех функций Simple Synthesis в одной. Кроме того, операторы могут быть соединены друг с другом различными способами. Например, в некоторых вариантах параметра Configuration вы заметите, что вывод одного оператора направляется в другой оператор. Это означает, что первый оператор был использован для модулирования частоты второго оператора. Такая техника позволяет создавать весьма сложные звуки .
Функция Simple Synthesis позволяет вам генерировать самые базовые звуки типа тех, которые вы можете обнаружить в синтезаторе. Вы можете использовать эту функцию для проведения экспериментов с различными типами синтеза и для создания ваших собственных уникальных синтезированных звуков. Как следует из ее названия, функция Simple Synthesis очень проста в использовании. Вот как она работает:
1. Создайте новый пустой аудиофайл, выбрав команду меню File -> New и установив соответствующие параметры в диалоговом окне New Window, или откройте существующий аудиофайл. Как это сделать, мы рассказывали в главе 4. Вы открываете существующий аудиофайл и помещаете указатель текущей позиции в то место файла, куда вы хотите вставить синтезированный ЗВУК.
2. Выберите команду меню Tools -> Synthesis -> Simple, чтобы открыть диалоговое окно Simple Synthesis (рис. 10.9).
3. Выберите нужный вариант из раскрывающегося списка Waveform shape. Этот параметр определяет тип базового сигнала, который вы хотите сгенерировать. Доступны варианты Sine, Square, Saw, Triangle, Noise и Absolute Sine. Попробуйте каждый из них, чтобы понять, на что они похожи.
4. Установите параметр Length (0.001 to 60.0 seconds). Этот параметр определяет длину (в секундах) генерируемого аудиосигнала.
5. Установите параметр Frequency (0.01 to 22,050 Hz). Этот параметр определяет частоту (или высоту) генерируемого звука.
6. Если вы вставляете звук в существующий аудиофайл и хотите, чтобы он был вставлен в текущей позиции, выберите в раскрывающемся списке Insert new waveform at вариант Cursor. Вы можете также выбрать, куда будет вставлен звук, в начало или в конец файла. Если вы создаете новый файл, вам не нужно устанавливать этот параметр.
Предположим, у вас есть запись инструментального произведения и вы хотите знать, какую ноту инструмент играет в конкретной точке вашего аудиофайла. Вот как вы можете выяснить это:
1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые содержат только ноту, высоту которой вы хотите узнать.
2. Выберите команду меню Tools -> Spectrum Analysis.
3. Верните нормальный режим вывода, выбрав команду меню Display -> Normal Display, если это еще не сделано.
4. Теперь посмотрите на правую нижнюю часть окна Spectrum Analysis - ;. Здесь вы увидите текстовое описание различных настроек текущего графика. Кроме того, вы увидите текст "Prominent Frequency". Справа от этого текста показана самая заметная частота в выделенных данных и нота (или высота тона), представленная этой частотой.
Конечно, одно знание, как использовать функцию Spectrum Analysis, не дает представления, зачем вам может потребоваться использовать ее. Поэтому мы приведем пару примеров.
О
Однако что вы можете делать с помощью функции Simple Synthesis, кроме создания базовых синтезированных звуков? Используя функцию Simple Synthesis совместно с некоторыми другими функциями программы Sound Forge, вы можете создавать синтезированные записи "с нуля". Например:
1. Создайте новый пустой аудиофайл, выбрав команду меню File -> New и установив соответствующие параметры в диалоговом окне New Window.
2. Выполните команду меню Tools -> Synthesis -> Simple, чтобы открыть диалоговое окно Simple Synthesis - Sound 13.
3. Выберите в раскрывающемся списке Waveform shape вариант Square.
4. Установите значение параметра Length равным 3.
5. Установите значение параметра Frequency равным 261,6, что соответствует высоте ноты До первой октавы.
6. Установите значение параметра Amplitude равным — 12 дБ.
7. Нажмите на кнопку ОК. После этого первый синтезированный базовый тон будет создан.
8. Создайте новый пустой аудиофайл, выбрав команду меню File -> New и установив соответствующие параметры в диалоговом окне New Window.
9. Выберите пункт меню Tools -> Synthesis -> Simple, чтобы открыть диалоговое окно Simple Synthesis .
10. Выберите в раскрывающемся списке Waveform shape пункт Saw .
11. Установите значение параметра Length равным 3.
12. Установите значение параметра Frequency равным 466,2, что соответствует высоте ноты Си-бемоль первой октавы.
13. Установите значение параметра Amplitude равным —12 дБ.
14. Нажмите на кнопку ОК. После этого будет создан второй синтезированный базовый тон.
15. Выделите и скопируйте все данные из второго синтезированного тона.
16. Выделите все данные первого синтезированного тона.
17. Выберите команду меню Edit -> Paste Special -> Mix для открытия диалогового окна Mix.
18. Выберите в раскрывающемся списке Preset набор настроек 50/50 Mix и щелкните на кнопке ОК . В результате будет создан смикшированный составной тон.
19. Выберите команду меню Process -> Fade -> Graphic для открытия диалогового окна Graphic Fade.
20. Выберите в раскрывающемся списке Preset набор настроек пункт -6 dB Exponential Fade Out и нажмите на кнопку ОК.
21. Выберите команду меню Effects -> Flange/Wah-Wah для открытия диалогового окна Flange/Wah-Wah.
22. Выберите в раскрывающемся списке Preset набор настроек Fast Flange и нажмите на кнопку ОК.
23. Выберите команду меню Effects -> Reverb для открытия диалогового окна Reverh.
24. Выберите в раскрывающемся списке Preset набор настроек Metal Tank Preset и нажмите на кнопку ОК.
25. Воспроизведите полученный аудиофайл.
Не правда ли, здорово? Вы только что создали звук синтезатора "с нуля" и приведенный пример демонстрирует только несколько функций программы Sound Forge, которые вы можете использовать при разработке собственных звуков. Не бойтесь экспериментировать со всеми остальными функциями обработки и эффектами. Вы может наткнуться на действительно замечательные звуки. А если вы найдете что-нибудь, что вам очень понравится, сохраните этот звук в виде файла WAV, чтобы впоследствии использовать в ваших новых записях.
Мы уже говорили в этой главе о том, как восстанавливать ваши аудиодан-ные с помощью группы функций Repair. А также рассказывали об использовании функции Find для поиска сбойных участков в ваших данных, но иногда даже функция Find не работает и вам приходится искать сбойные участки вручную. В большинстве случаев вы легко можете услышать их, но при этом не всегда можете точно обнаружить точку, в которой наблюдается проблема. В таких случаях функция Spectrum Analysis вам может помочь.
1. Найдите область в ваших данных, внутри которой располагается проблемный участок, и выделите ее.
2. Выберите команду меню Tools -> Spectrum Analysis.
3. Выберите команду меню Display -> Sonogram (Color).
4. Найдите на графике тонкие пики цвета (рис. 10.7). Это проблемные области или щелчки в ваших аудиоданных.
Кроме всех тех функций редактирования, обработки и добавления эффектов, которые мы описывали в предыдущих главах, программа Sound Forge позволяет создавать звуки "с нуля" с помощью тройки функций синтеза. Эти функции дают вам возможность поэкспериментировать с некоторым количеством различных типов синтеза из программы Sound Forge. Никакие другие программные или аппаратные компоненты вам не потребуются. Вы сможете имитировать телефонные сигналы, реализовывать простой аддитивный или субтрактивный синтез и создавать некоторые действительно сложные звуки FM-синтеза.
Замечание
Мы не будем вдаваться в детали аддитивного и субтрактивного синтеза и FM-синтеза или в общие вопросы синтеза звука. Этой теме посвящены многие специальные книги. Однако вы можете найти хорошую вступительную информацию на следующих Web-сайтах: http://tilt.largo.fl.us/faq/synthfaq.html и http://nmc.uoregon.edu/emi/emp_win/rnain.html
В главе 8 мы рассказывали о частотах, аудиоспектре и о том, как можно создавать различные звуки с помощью многочисленных одновременных вибраций на разных частотах. Мы также говорили о том, как вы можете изменять тональные характеристики (или тембр) звука с помощью эквализации. Но для того, чтобы узнать, какие частоты должны быть подняты или обрезаны, чтобы получить желаемые изменения, вы должны выяснить, какие частоты (и их амплитуды) представлены в звуке. Вот здесь нужен спектральный анализ.
Если у вас есть стереофонический компонент, имеющий функцию вывода анимированного графика, изменяющегося в процессе воспроизведения звука, то вы имеете некоторое представление о спектральном анализе. Этот анимированный график показывает амплитуды различных частот в проигрываемой музыке. Он может рассказать вам, что в записи слишком много басов или слишком много высоких частот, и позволит сделать соответствующие регулировки, чтобы музыка звучала лучше. Функция Spectrum Analysis программы Sound Forge также дает вам возможность это сделать, но со значительно большей точностью.
Вы можете использовать функцию Spectrum Analysis для анализа содержания частот в вашем аудиофайле и для определения, какие частоты являются громкими, а какие — тихими. Вы можете также использовать данную функцию для поиска основного тона звука или для отслеживания странных шумов в вашей записи (например, гула или жужжания). После этого вы можете использовать для внесения изменений эквализацию или функции настройки тона. Вот как работает функция Spectrum Analysis:
1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите проанализировать. Если вы хотите проанализировать весь файл, не выделяйте никакие данные или выделите все, выбрав команду меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Tools -> Spectrum Analysis, чтобы открыть окно Spectrum Analysis - ; (рис. 10.3). В этом окне вы увидите график, показывающий значения звуковых частот по горизонтальной шкале и значения амплитуды по вертикальной шкале. Вы можете посмотреть на график, выбрать частоту и найти амплитуду этой частоты внутри ваших аудиоданных. Если вы анализируете монофонический файл, вы увидите один график. Если вы анализируете стереофонический файл, вы увидите два графика (один — для левого канала и один — для правого).
Функция Repair Interpolate является наиболее сложной из функций группы Repair. Однако это не значит, что она работает лучше. Вам придется поэкспериментировать. Функция Repair Interpolate устраняет проблемы, делая сначала логические предположения, на что звуковой сигнал должен быть похож при отсутствии проблемы, а затем заменяет сбойные данные расчетными данными. Вот как эта функция работает:
1. Если место, где происходит сбой, вам неизвестно, используйте функцию Find, описанную в главе 5. В противном случае используйте прокрутку и масштабирование в окне данных, чтобы увидеть проблему в графике звукового сигнала.
2. Функция Repair Interpolate лучше всего работает на маленьких сбоях (до 5 миллисекунд). Для каждой маленькой проблемы поместите указатель текущей позиции в точку, находящуюся приблизительно посередине проблемного участка. Если вы использовали функцию Find, это должно было произойти автоматически. Если длина сбойной части несколько больше, создайте выделение, охватывающее проблемные данные. Если вы работаете со стереофоническим файлом, убедитесь, что выделение находится только в том канале, где имеется проблема, при необходимости добейтесь этого с помощью клавиши <Таb>.
3. Выполните команду меню Tools -> Repair -> Interpolate.
Программа Sound Forge проанализирует аудиоданные и заменит проблемную часть на те данные, которые, по ее расчету, должны здесь быть. В некоторых случаях это может не сработать, а даже наоборот — только породит новую проблему. Тогда попытайтесь использовать какую-либо другую функцию из группы Repair. Поэкспериментируйте со всеми функциями, чтобы выяснить, какая из них лучше всего работает с вашими поврежденными аудиоданными.
Если данные в двух каналах вашего стереофонического аудиофайла в той точке, где имеется проблема, сильно отличаются друг от друга, вы можете попробовать заменить их на данные из того же канала с помощью функции Repair Replace. Эта функция также работает в том случае, если ваш файл монофонический. Функция Repair Replace работает почти так же, как и функция восстановления канала, за исключением того, что нормальные данные берутся из звукового фрагмента, находящегося непосредственно перед проблемной областью. Для применения функции Repair Replace необходимо выполнить следующие шаги:
1. Если место, где происходит сбой, вам неизвестно, используйте функцию Find, описанную в главе 5. В противном случае используйте прокрутку и масштабирование в окне данных, чтобы увидеть проблему в графике звукового сигнала.
2. Если сбой мал (не больше 15 миллисекунд длиной), поместите указатель текущей позиции в точку, находящуюся приблизительно посередине проблемного участка. Если вы использовали функцию Find, это должно было произойти автоматически. Если вы работаете со стереофоническим файлом, убедитесь, что указатель текущей позиции находится только в том канале, где имеется проблема, при необходимости добейтесь этого с помощью клавиши <Таb>.
3. Если длина сбойной части больше, создайте выделение, охватывающее проблемные данные. Если вы работаете со стереофоническим файлом, убедитесь, что выделение находится только в том канале, где имеется проблема, при необходимости добейтесь этого с помощью клавиши <Таb>.
4. Выполните команду меню Tools -> Repair -> Replace. Если вы поместили указатель текущей позиции в центр проблемного участка, программа Sound Forge заменит 15 миллисекунд данных, окружающих указатель, 15 миллисекундами данных, непосредственно предшествующих проблемному участку. Если вы сделали выделение, программа Sound Forge скопирует то же количество данных, которое содержится в выделении (до 0,5 секунды) из данных, непосредственно предшествующих проблемному участку.
Совет
Функция Repair Replace работает лучше всего на больших участках со щелчками и проблемами. Однако, если будет сделано слишком много замен, могут появиться странные эффекты эха. В таком случае попробуйте вместо этой функции использовать функцию Repair Interpolate.
Если вы когда-нибудь столкнетесь с ситуацией, когда один из каналов вашего стереофонического аудиофайла поврежден, а другой в порядке, вы можете использовать для быстрого и легкого решения проблемы функцию Repair/Copy Other Channel. Вот как это делается:
1. Если место, где происходит сбой, вам неизвестно, используйте функцию Find, описанную в главе 5. В противном случае используйте прокрутку и масштабирование в окне данных, чтобы увидеть проблему в графике звукового сигнала.
2. Если сбой мал (не больше 10 миллисекунд длиной), поместите указатель текущей позиции в точку, находящуюся приблизительно посередине проблемного участка. Если вы использовали функцию Find, это должно было произойти автоматически. Убедитесь, что указатель текущей позиции находится именно в том канале, где имеется проблема, при необходимости добейтесь этого с помощью клавиши <ТаЬ> (рис. 10.1).