Курсор следует подвести к точке начала набора и щелкнуть кнопкой мыши, в результате дополнительно на экране появляется курсор набора в виде мерцающего вертикального (или горизонтального для вертикального текста) штриха, который перемещается по мере набора и управляется "клавишами со стрелками".
При выборе точки начала набора заголовочного текста следует избегать щелчка в пределах какого-либо объекта, поскольку в этом случае программа "сочтет" этот объект в качестве колонки для набора.
Если все-таки требуется поместить текст поверх существующего объекта, то можно, выделив объект, удалить его временно с экрана командой Hide Selection (Спрйтать выделенные) меню Object (Объект), или, что значительно проще и практичнее, набрав текст в любом другом свободном от объектов месте, переместить его поверх объекта. Программа векторной графики предлагает полную свободу манипулирования объектами.
Для перевода строки, т. е. переноса курсора на новую строку, необходимо использовать клавишу [Enter]. По умолчанию текст набирается 12 кеглем шрифта Helvetica. Как в дальнейшем изменить параметры текста, смотрите далее в разделе "Параметры шрифта" этой главы.
Для того чтобы изменить размер текстового прямоугольника, необходимо предварительно выделить текстовый блок.
При выделении текстового блока с помощью инструмента Selection (Выделение) (
При выделении текстового блока с помощью инструмента Direct Selection (Частичное вьщеление) (
Инструмент Direct Selection (Частичное выделение) (
Рис 11.4. Пример изменения формы текстовой рамки и размещения текста
Для присвоения объекту-контейнеру параметров заливки или обводки его необходимо выделить с помощью инструмента Direct Selection (Частичное выделение) (
Контур объекта и в этом случае теряет свои параметры и становится невидимым (впоследствии ему можно присвоить параметры).
Набор текста с помощью горизонтальных текстовых инструментов осуществляется перпендикулярно контуру в каждой данной точке, набор с помощью вертикальных текстовых инструментов — параллельно контуру.
Для того чтобы направить горизонтальный текст вдоль открытого или закрытого контура, необходимо включить один из инструментов Type (Текст) ( Path Type (Текст вдоль контура) (
Для того чтобы направить вертикальный текст вдоль открытого или закрытого контура, необходимо включить один из инструментов Vertical Type (Вертикальный текст) ( Vertical Path Type (Вертикальный текст вдоль контура) (
Размещение текста начинается в точке щелчка кнопки мыши, однако почти всегда требуется дополнительное перемещение текста вдоль контура по художественным или иным соображениям.
Для перемещения текста, направленного вдоль контура, существует специальный знак, имеющий вид текстового курсора. Он появляется при выделении текста, направленного вдоль контура, с помощью инструмента Selection (Выделение) ( Direct Selection (Частичное выделение) (
В дизайне нет запретных путей, и если все-таки требуется размещение текста на противоположной стороне контура, то достаточно "перетащить" упомянутый знак курсора на другую сторону от контура или дважды по нему щелкнуть (рис. 11.9).
Для равномерного выстраивания шрифта вдоль контура предпочтительнее. чтобы линия контура проходила по вертикальному центру букв, хотя возможны и другие варианты (рис. 11.10). Для этого в палитре Character (Символ) необходимо ввести отрицательное значение сдвига от базовой линии. Подробнее об этом описано далее в разделе "Отклонение от базовой линии " настоящей главы.
Если пользователь хорошо знаком со своим "шрифтовым хозяйством", то достаточно набрать в левом поле первые буквы названия нужной гарнитуры. программа автоматически завершит имя и осуществит выбор.
Этот же прием "работает" и с правым полем, в котором достаточно ввести, например, букву "Ь", чтобы программа установила начертание "Bold" (полужирное).
Для завершения выбора необходимо нажать клавишу <Enter> или <ТаЬ>.
Выбор гарнитуры может осуществляться и с помощью команды Font (Гарнитура) меню Type (Текст). Для выбора начертания конкретной гарнитуры необходимо вызвать дополнительное меню, нажав стрелку правее имени. Количество начертаний может изменяться от одного до четырех. Если гарнитура имеет только одно начертание, то дополнительное меню отсутствует.
Выбранный тем или иным способом шрифт становится активным, т. е- все тексты будут форматироваться этим шрифтом до следующего определения.
К сожалению, в программе отсутствует предварительный просмотр шрифта, как это давно используется, например, в программе CorelDRAW, поэтому выбор гарнитуры значительно затрудняется в связи с невозможностью быстро просмотреть фрагмент текста с различным оформлением.
Значение кегля может определяться в меню (только один размер из набора фиксированных) и в поле Size (Кегль) палитры Character (Символ) (рис. 11.14), которая позволяет использовать список фиксированных значений и устанавливать произвольное значение с шагом 0,1 пункта в диапазоне от 0,1 до 1296 пунктов. Такой широкий диапазон означает практически непрерывную шкалу размеров.
Установить конкретное значение можно путем ввода числа и нажатием клавиши [Enter] или [ТаЬ], а можно с использованием кнопок со стрелками вверх или вниз, щелчок на которых увеличивает или уменьшает значение кегля на 1 единицу.
По умолчанию программа использует кегль, равный 12-ти англо-американским пунктам.
В программе Adobe Illustrator размер шрифта может измеряться и в других единицах, а именно:
Points (Пункты)
Inches (Дюймы)
Millimeters (Миллиметры)
Q, условные единицы (сокращение от слова quarter — "четверть"), равная 0,25 миллиметра
Pixels (Пикселы)
Выбор единицы измерения шрифта осуществляется в списке Type (Для текста) раздела Units & Undo (Единицы измерения и отмена команд) диалогового окна Preferences (Установки), которое вызывается одноименной командой меню Edit (Правка).
Кегль шрифта выделенного текста можно увеличивать или уменьшать с помощью клавиатуры- Сочетание клавиш [Shift]+[Ctrl]+[>] ("больше") увеличивает кегль, а сочетание клавиш [Shift]+[Ctrl]+[
Степень увеличения или уменьшения кегля с помощью клавиатуры устанавливается в поле Size/Leading (Кегль/Интерлиньяж) раздела Type & Auto Tracing (Щрифт и автотрассировка) диалогового окна Preferences (Установки) в диапазоне от 0,1 до 72 пункта. По умолчанию принято значение 2 пункта.
В окне Fonts in Document (Текущий список шрифтов) отображается список всех используемых в данном документе гарнитур шрифта, а в правом верхнем углу — их количество. Если выбрать какую-либо строку в данном списке, программа отыщет первый блок текста, оформленный этим шрифтом. Следующий блок находится программой по щелчку на кнопке Find Next (Искать следующий).
При необходимости заменить шрифт следует в списке Replace Font From (Список шрифтов для замены) выбрать требуемый шрифт для замены, причем предоставляется два варианта этого списка:
выбор варианта Document (В документе) открывает список только тех шрифтов, которые используются в данном документе;
выбор варианта System (В системе) позволяет отобразить список всех шрифтов операционной системы.
Кроме того, состав списка регулируется установками флажков:
Type 1
Standard (Стандартные: Courier, Helvetica, Symbol и Times)
Roman (Наборный)
True Type
CID (расширенный формат для дальневосточных языков)
Multiple Master
OTF (OpenType Format)
Для того чтобы составить список из шрифтов формата Multiple Master. должны быть одновременно включены флажки Multiple Master и Type 1. поскольку формат Multiple Master создается на основе формата Adobe Type 1.
Замена шрифтового оформления, выбранного в окне Fonts in Document (Текущий список шрифтов), на шрифтовое оформление, выбранное в окне Replace Font From (Список шрифтов для замены), выполняется одной из двух кнопок:
для замены только в выделенном блоке используется кнопка Change (Заменить)
для замены во всех блоках документа используется кнопка Change All (Заменить все).
После полной замены исходного шрифта его имя исключается из списка в окне Fonts in Document (Текущий список шрифтов).
Для сохранения списка использованных шрифтов предназначена кнопка Save List (Сохранить), которая выводит на экран диалоговое окно Save Font List As (Сохранить список шрифтов в).
Для установки значения интерлиньяжа, равного значению кегля, достаточно двойного щелчка на пиктограмме левее от списка. Для восстановления значения по умолчанию (120%) необходимо щелкнуть на той же пиктограмме с нажатой клавишей [Ctrl].
Интерлиньяж выделенного текста можно увеличивать или уменьшать и с помощью клавиатуры. Сочетание клавиш [Alt]+[] — увеличивает его.
Степень увеличения или уменьшения интерлиньяжа с помощью клавиатуры устанавливается в поле Size/Leading (Кегль/Интерлиньяж) раздела Type & Auto Tracing (Шрифт и автотрассировка) диалогового окна Preferences (Установки) (см. рис. 11.54) в диапазоне от 0,1 до 72 пунктов. По умолчанию принято значение, равное 2 пунктам.
В дизайне печатных изданий одним из способов улучшения восприятия текста широко применяется увеличенный интерлиньяж между конечной и начальной строками соседних абзацев (так называемая "отбивка абзаца"). Отбивка может использоваться как вместо красной строки, так и в сочетании с ней.
Отбивка абзаца применяется для блочного (абзацного) текста, в котором можно выделить один или несколько абзацев с помощью соответствующего инструмента группы Type (Текст) или весь блок - с помощью инструмента Selection (Выделение). Отбивка абзаца задается в поле Leading Before Paragraph (Отбивка перед абзацем) (рис. 11.17) палитры Paragraph (Абзац).
Рис 11.17. Поле Leading Before Paragraph палитры Paragraph и пример отбивки
Для установки кернинга и трекинга в палитре Character (Символ) используются те же приемы, что и при установке кегля:
их значения выбираются из списка:
вводятся с помощью цифровых клавиш;
уменьшаются или увеличиваются с помощью кнопок со стрелками.
Значения кернинга и трекинга можно увеличивать с помощью клавиш клавиатуры [Alt]+[].
Пример направления текста...
11.7. Пример направления текста вдоль контура
Перемещение текста вдоль...
11.8. Перемещение текста вдоль контура
Рис 11.9. Размещение текста на противоположной стороне контура
Рис 11.10. Пример перемещения текста по вертикали относительно контура
Палитра Character с открытым...
11.13. Палитра Character с открытым списком гарнитур
Палитра Character с открытым...
11.14. Палитра Character с открытым списком кеглей
Диалоговое окно Find Font...
11.15. Диалоговое окно Find Font
Установка интерлиньяжа...
11.16. Установка интерлиньяжа
Определение кернинга в палитре Character
11.19. Определение кернинга в палитре Character
Определение трекинга в палитре Character
11.20. Определение трекинга в палитре Character
Степень увеличения или уменьшения значений кернинга^ и трекинга при работе с клавиатурой устанавливается в поле Tracking (Трекинг) раздела Type & Auto Tracing (Шрифт и автотрассировка) диалогового окна Preferences (Установки) (см. рис. 11.54) в диапазоне от -1000 до 10 000. По умолчанию принято значение 20/1000 кегля (т. е. для кегля, равного 10 пунктам, это значение составит 0,2 пункта).
Сочетание клавиш [Ctrl]+[Alt]+[] — увеличивает их значение кернинга и трекинга в пять раз по сравнению с принятым по умолчанию.
Для отображения величины трекинга и кернинга можно использовать палитру Info (Инфо), которая вызывается командой Show Info (Показать Ин-фо) меню Window (Окно) (рис. 11.21).
Формула, представленная в палитра„рзф^ает сумму значений треки н га и кернинга в тысячных долях текущего кегля.
Степень увеличения или уменьшения значения отклонения от базовой линии устанавливается в поле Baseline Shift (Отклонение от базовой линии) раздела Type & Auto Tracing (Шрифт и автотрассировка) диалогового окна Preferences (Установки). По умолчанию принято значение, равное 2 пунктам.
Если в данный момент палитра не отображает поля Horizontal Scale (Ширина символов) и Vertical Scale (Вертикальный масштаб), то необходимо их вызвать с помощью команды Show Options (Дополнительные параметры) меню палитры.
Шрифт в исходных пропорциях имеет значение 100%. В том случае, если шрифт был ранее отмасштабирован непропорционально, то ц палитре Character (Символ) отражается это изменение, что позволяет вернуть его к исходным пропорциям, установив значение 100%.
Изменение ориентации отдельных символов не влияет на общую ориентацию текстового блока.
Дополнительное меню команды Type Orientation (Ориентация текста) меню Type (Текст) включает две команды, которые используются для изменения ориентации всего блока текста. Команда Vertical (Вертикальная) используются для изменения горизонтального направления всего блока текста на вертикальное с учетом варианта в списке Direction (Ориентация) палитры Character (Символ). Команда Horizontal (Горизонтальная) используется для изменения верти" кал.ьного направления на горизонтальное.
Флажок Wari-Chu устанавливается для того, чтобы выделенный фрагмент текста располагался в две строки. Это необходимо при наборе японских текстов с вкраплениями европейских фраз, но это свойство можно, видимо, приспособить и для наших нужд (рис. 11.29).
Для изменения масштаба в поле Scale (Размер) можно ввести значение кегля строк Wari-Chu в процентах от кегля основного шрифта в диапазоне от 10 до 100%. По умолчанию принято значение 50%.
При переполнении рамки следует создать ее копию, чтобы избыточный текст "перетек" в новую колонку, это даст возможность оценить параметры шрифта и легко добиться того, чтобы текст разместился в "дозволенных рамках".
Можно также разорвать связь текстовых рамок перед тем, как изменять порядок объектов без изменения "потока" текста. Разрыв связи не возвращает текстам исходного состояния. Для того чтобы достичь исходного состояния текста, необходимо воспользоваться командами Cut (Вырезать) и Paste (Вклеить) меню Edit (Правка).
Для того чтобы создать связанную копию текстовой рамки, лучше перейти в контурный режим, выполнив команду Outline (Контурный) меню View (Просмотр). Затем с помощью инструмента Direct Selection (Частичное выделение) ( Group Selection (Выделение в группе) (
Если требуются еще одна или несколько идентичных рамок/то проще выполнить команду Transform Again (Трансформировать повторно) меню Object/Transform (Объект/Трансформирование) нужное число раз.
Если необходимо связать две уже существующие рамки с текстом, их следует выделить с помощью инструмента Selection (Выделение) ( Link (Связать) меню Type/Blocks (Текст/Блоки).
Для разрыва связи выполняется команда Unlink (Отменить, связь) из того-же меню.
Для того чтобы удалить текстовую рамку без удаления текста, ее следует выделить с помощью инструмента Group Selection (Выделение в группе) ( Clear (Очистить) меню Edit (Правка) или нажать клавишу [Delete]. Рамка удаляется, а текст "перетекает" в соседнюю колонку в соответствии с порядком в "стопке" объектов.
Для того чтобы добавить новую рамку к уже имеющимся связанным рамкам, необходимо выделить новый объект, а затем при нажатой клавише [Shift] с помощью инструмента Group Selection (Выделение в группе) выделить имеющуюся текстовую рамку и выполнить команду Link (Связать) меню Type/Blocks (Текст/Блоки). Существующий текст распределится по рамкам, включая и новую опять-таки в соответствии с порядком в "вертикальной стопке" объектов.
В диалоговом окне представлены две одинаковые группы, одна из которых служит для установки параметров рядов Rows (Ряды), а другая -- колонок Columns (Столбцы). Поля Number (Число) предназначены дляопределенйя количества рядов или колонок в диапазоне от 1 до 1000.
В остальных полях устанавливаются размеры колонок или рядов: Width (Ширина) и Height (Высота), Gutter (Средник), а также суммарная ширина или высота текстового блока — поле Total (Всего).
В группе Options (Варианты) представлены четыре кнопки, которые управляют направлением "потока" текста из одной колонки в другую или из одного ряда в другой. Их смысл понятен без комментариев.
Флажок Add Guides (Добавить направляющие) при его установке добавляет в документ набор направляющих, совпадающих с линиями рядов и колонок. Их можно использовать в качестве модульной сетки-
Nota Bene. Следует также отметить очень важный нюанс: создаваемые ряды и колонки превращаются по сути дела в отдельные текстовые рамки со связанным потоком текста (рис. 11.33). Если их развести в разные стороны, то связанность текста сохраняется, а в единую текстовую рамку они уже не конвертируются.
Затем в полях Left indent (Отступ слева). Right indent (Отступ справа) или First Line Left Indent (Абзацный отступ) нужно выбрать значение из списка или ввести их с помощью цифровых клавиш, или уменьшить/увеличить с помощью кнопок со стрелками.
Примером использования полной выключки может служить список организаций в "шапке" документа.
Для того чтобы обеспечить эту функцию, необходимо выделить с помощью инструмента Selection (Выделение) ( Type (Текст) () — один или несколько абзацев, если требуется применить оформление только к некоторым абзацам.
Затем следует установить флажок Hang Punctuation (Висячая пунктуация) в палитре Paragraph (Абзац).
В первых двух полях устанавливается минимальное количество букв, которое допускается в начале и в конце переносимого слова, другими словами, размер минимального слога, который допускается при переносах.
Правила хорошей верстки не допускают бесконечных лесенок из дефисов в правой части колонки, поэтому в поле Limit consecutive hyphens (Допустимое число переносов) можно определить максимальное количество переносов в соседних строках. По умолчанию принято значение в 3 строки, а возможный диапазон составляет от 1 строки до 127 строк. Конкретное значение может быть определено с учетом качества документа, ширины колонки, особенностей языка и т. д.
Если в тексте встречается слово, отсутствующее в словаре програямы, особенно если оно находится в непосредственной близости к зоне перемоса то можно вручную установить мягкие (discretionary hyphen — дискреционные переносы, дословно "предоставленные на усмотрение") переносы. В программе Adobe Illustrator этот перенос имеет наивысший приоритет, таким образом можно исправить неверный "машинный перенос".
Для установки дискреционного переноса необходимо установить курсор инструмента Type (Текст) в месте возможного переноса и нажать комбинацию клавиш [Ctrl]+[Shift]+[-].
Для создания списка исключений или особенных слов, отсутствующих в словаре программы, следует открыть раздел Hyphenation (Параметры переноса) диалогового окна Preferences (Установки) (рис. 11.51).
В данном диалоговом окне в списке Default Language (Словарь по умолчанию) можно выбрать язык, который будет принят по умолчанию (русский язык в нем отсутствует), и словарь этого языка для использования при выполнении автоматических переносов. Nota Bene. Следует иметь в виду, что обеспечение переносов дяя^С^й^Ьг ных выделенных абзацев осуществляется при выборе соотвйтйгй^жмй^' языка из списка Language (Язык) палитры Character (Символ).
В окне Exceptions (Исключения) диалогового окна PreJisreaces {Установки) приводится список слов с указанными переносами. Если слово, которое может иметь перенос, введено без дефисов, то это означает, что переносы данного слова запрещены.
Для того чтобы добавить в список исключений новое слово, его необходимо ввести в поле New Entry (Новый вход), а затем нажать кнопку Add (добавить). Для удаления слова из списка его нужно выделить и нажать кнопку Delete (Удалить).
Список переносов, введенных в этом окне, сохраняется в файле данных пй умолчанию программы, а не в файле документа. Это означает, что документ, перенесенный на другой компьютер, может изменить свой вид из-за отсутствия необходимого словаря.
Для замены неправильного слова правильным из списка или из поля ручного ввода следует нажать одну из кнопок Change (Заменить) или Change All (Заменить все). Кнопка Change (Заменить) осуществит замену только первого случая неправильного слова в тексте и выделит следующий случай, а кнопка Change All (Заменить все) сразу исправит все случаи неправильного правописания данного слова.
Если слово попало в список неправильных только потому, что отсутствует в словаре, например, сокращение, фамилия или редкое слово, то следует нажимать одну из кнопок Skip (Пропустить) или Skip All (Пропустить все) (различие данных кнопок идентично различию кнопок Change (Заменить) и Change All (Заменить все)). Это слово будет удалено из списка неправильных, но при следующей проверке снова будет квалифицировано как неправильное.
Чтобы избежать подобной ситуации, это слово можно добавить в словарь, нажав на кнопку Add to List (Добавить). Можно добавить несколько слов за один щелчок, если выделять нужные слова в списке при нажатой клавише [Ctrl]. Слова, добавленные в список, сохраняются в файле AlUser.dct, который находится в папке Plug-ins/Text Filters.
Новое слово, добавленное в словарь, также может содержать ошибку, поэтому в программе предусмотрена возможность редактирования добавленных слов. Нажатие на кнопку Edit List (Редактировать) выводит на экран диалоговое окно Learned Words (Выученные слова) (рис. 11.55), в котором по тем же принципам можно отредактировать, добавить (кнопка Add), заменить (кнопка Change) или удалить (кнопка Remove) выделенное в списке слово.
Нажатие кнопки Language (Язык) в диалоговом окне Check Spelling (Проверка орфографии) открывает диалоговое окно Open (Открытие файла), в котором выбирается словарь требуемого языка (словарь русского языка не предусмотрен).
Текст для поиска вводится в поле Find what (Найти), а если требуется замена, то в поле Change to (Заменить на) вводится текст для замены.
При этом можно менять параметры поиска и замены, если использовать в различных сочетаниях четыре флажка диалогового окна. Флажок Whole Word (Целое слово) обеспечивает поиск.текста только как целого слова, исключая его вхождение в виде части других слов. Флажок Case Sensitive (С учетом регистра) обеспечивает поиск с учетом прописных и строчных букв. Флажок Search Backward (В обратном направлении) обеспечивает Поиск в обратном направлении: от положения курсора к началу документа. Флажок Wrap Around (Продолжить от начала) обеспечивает поиск по всему документу: от положения курсора до конца документа и затем от начала документа и до положения курсора.
Управление поиском и заменой осуществляется с помощью кнопок.
Кнопка Find Next (Следующий) выполняет поиск следующего вхождения искомого текста, а кнопка Change/Find (Заменить/Искать) делает то же, но с заменой текста.
Кнопки Change (Заменить) и Change All (Заменить все) выполняют замену, но первая кнопка заменяет текущий найденный текст, а вторая — все вхождения данного текста в документе.
Перед осуществлением замены можно определить границы замены, установив переключатель Replace In (Диапазон) в одно из положений: Selected Text Only (Выделенный текст) ограничивает поиск выделенным текстом; Entire Document (Весь документ) - выполняет замену тотально — во всем документе.
Если установить флажок Report Resells (Отчет о результатах), то профамйа любезно предоставит "отчет о проделанной работе" .
Под абзацными отступами (indentation) понимается расстояние между краями строк и границей полосы набора. Отступ может быть как с левой, так и с правой стороны (рис. 11.36), а кроме того, к абзацным отступам относится и красная строка (рис. 11.37). Отступ может быть также положительным и отрицательным (рис. 11.38).
При установке значения отступа это значение относится только к выделенному одному или нескольким абзацам. Это позволяет в одном документе (в частности, на одной странице) варьировать расположение абзацев относительно боковых границ полосы набора.
Для того чтобы установить значение абзацного отступа, необходимо выделить с помощью инструмента Selection (Выделение) ( Type (Текст) () — один или несколько абзацев, если требуется применить оформление только к некоторым, абзацам.
Многие шрифты содержат сведения об изменении пробелов в определенных кернинговых парах. Использование этой информации значительно улучшит ритмическую структуру текста.
Для того чтобы включить функцию автокернинга, необходимо выделить фрагмент текста с помощью инструмента Type (Текст) или выделить весь блок с помощью инструмента Selection (Выделение) ( Kerning (Кернинг) ввести слово "Auto" (Авто) или выбрать вариант Auto (Авто) из списка.
Для того чтобы отключить функцию автокернинга, нужно в списке поля Kerning (Кернинг) выбрать вариант 0 (нулевое значение).
Основной текст, который чаще всего отличается значительным объемом, обычно оформляется колонками определенной ширины, в результате текст выглядит блоками, поэтому его можно назвать блочным.
Другой особенностью такого текста является автоматическая верстка по ширине колонки. При изменении ширины колонки, при добавлении или при удалении текст в пределах абзаца автоматически переверстывается. Важным элементом такого текста является абзац, поэтому его можно назвать и абзацным.
Кроме того, несколько блоков можно объединить в единый текст, что по-зволит тексту при редакторских правках "перетекать" из одного блока в другой, сохраняя непрерывность.
Для создания блочного текста с помощью инструмента Horizontal Type (Текст) ( Vertical Type (Вертикальный текст) (
Включив один из указанных текстовых инструментов, нужно создать текстовый прямоугольник тем же способом, которым рисуется объект при помощи инструментов Rectangle (Прямоугольник) или Ellipse (Эллипс): из одного угла по диагонали до противоположного.
Полученный текстовый прямоугольник не имеет ни заливки, ни обводки, поэтому в обычном режиме он не отображается и на печать не выводится-Если в художественных целях необходимо создать рамку или цветную подложку, то следует этому прямоугольнику присвоить соответствующие цвет, декоративную заливку, толщину обводки и т. д.
После создания текстового прямоугольника в его левом верхнем углу начинает мерцать текстовый курсор, сигнализируя "готовность к набору". Nota Bene. При наборе блочного текста следует иметь в виду, что нажимать клавишу [Enter] нужно только в конце абзаца. В этом заключается принципиальное отличие заголовочного текста от блочного: в первом случае все переключения на новую строку полностью определяются пользователем, а во втором пользователь задает только ширину полосы (колонки) набора и конец абзаца, а программа автоматически размещает текст по строкам с учетом типа выключки, наличия переносов и многого другого.
Если в текстовом прямоугольнике набрано текста больше, чем в состоянии отобразиться при данных параметрах шрифта, то в правом нижнем углу контура прямоугольника (в контурном режиме всегда, а в обычном режиме при выделении прямоугольника с текстом) выводится квадратик со знаком "плюс" (рис. 11.2).
Основные функции, связанные с форматированием абзацев, т. е- элементов блочных текстов, выполняются с помощью палитры Paragraph (Абзац) (рис. 11.35), которая вызывается на экран одноименной командой меню Type (Текст).
С помощью инструментов Type (Текст) (Vertical Type (Вертикальный текст) (
Эти инструменты являются идеальным средством для набора заголовков, крупных и коротких надписей, подрисуночных текстов и тому подобного, поэтому такой способ ввода можно назвать заголовочным, а вводимый текст заголовочным текстом.
Для набора заголовочного текста (рис. 11.1) необходимо включить инструмент Type (Текст) ( Vertical Тyре (Вертикальный текст) (
В текстовом наборе под интерлиньяжем (leading) понимают расстояние между базовыми линиями соседних строк. Это расстояние имеет важнейшее значение для комфортного восприятия текста.
Значение интерлиньяжа определяется в зависимости от характера (наличие или отсутствие выносных элементов) и размера шрифта, а также от ширины строки. Фирма Adobe придерживается простого соотношения: интерлиньяж по умолчанию составляет 120% кегля.
Именно это значение получается при выборе варианта Auto (Авто) в палитре Character (Символ). Оно изменяется всякий раз, когда изменяется значение кегля. При наборе сравнительно мелким кеглем (8—14 пунктов) такой интерлиньяж можно вполне использовать, однако для более крупного шрифта требуется внимательно оценить визуальное впечатление от соотношения "кегль — ширина строки — интерлиньяж".
Для установки интерлиньяжа в палитре Character (Символ) (рис. 11.16) используются те же приемы, что при установке кегля: значение интерлиньяжа выбирается из списка, вводится с помощью цифровых клавиш, уменьшается или увеличивается щелчками на кнопках со стрелками.
В процессе набора текста одной из распространенных и досадных ошибок является ошибочное переключение регистра- Команда Change Case (Изменить регистр) меню Type (Текст) выводит на экран диалоговое окно (рис. 11.57), в котором можно изменить регистр выделенного шрифта.
Знаки пунктуации (точки, запятые, кавычки, апостроф, тире, дефис, двоеточие и точка с запятой), когда оказываются в конце строки (рис. 11.44), для обеспечения лучшей "блочности" текста могут выноситься на поля (рис. 11.45).
В профаммах верстки и графики шрифт может подвергаться всевозможным трансформациям, однако изменить часть рисунка буквы они не позволяют.
Шрифт создается в специальных программах, к ним относятся, например, такие программы, как великолепная программа FontLab российских программистов под руководством Ю. Ярмолы или программа Fontogiapher фирмы Macromedia. С их помощью любой шрифт может быть отредактирован, доработан и сохранен в общепринятом формате. Будучи инсталлированным в операционную систему, он становится доступен всем прикладным программам.
Впрочем, разработка шрифта — это отдельная и совершенно уникальная творческая задача, требующая огромного терпения, колоссального трудолюбия, многолетнего опыта и тончайшего чувства меры.
Вместе с тем, в практике дизайнера постоянно возникает необходимость "доработать" одну-две буквы, чтобы придать определенное своеобразие логотипу или какому-либо заголовку.
Поэтому в программе предусмотрена возможность с помощью команды Create Outlines (Преобразовать в контуры) меню Type (Текст) выделенный шрифтовой объект конвертировать в совокупность контуров, которые сохраняют все внешние параметры (толщины и цвета) и позволяют обращаться с ними как с обычными векторными объектами.
Кстати, так довольно часто и поступают при создании логотипа. Сначала подбирается подходящий существующий шрифт, набирается название фирмы, используются всевозможные параметры форматирования (например, важнейший этап — кернирование), а затем шрифт конвертируется в кривые, с которыми и производится окончательная доводка до оригинального ди-зайнерского уровня.
Неизбежная потеря при этом заключается в невозможности форматировать и редактировать этот блок как текст (из "текста" он превратился в "картинку"). Поэтому нельзя конвертировать одну букву или слово, входящие в обширный текст. Для этого необходимо создать отдельный текстовый блок только из этой буквы или только из этого слова.
Другой неизбежной утратой является исключение механизма хинтования (hinting), который обеспечивает особые способы растеризации шрифта мелких кеглей для внешних устройств с низким разрешением, в частности, для экрана монитора.
Для того чтобы конвертировать шрифтовой объект в кривые, его необходимо выделить только с помощью инструмента Selection (Выделение) ( Create Outlines (Преобразовать в контуры) меню Type (Текст), которая из каждой буквы создаст отдельный векторный объект (рис. 11.30). Nota Bene. Следует обратить внимание, что в некоторых случаях потребуется работа с составными контурами (compound path), чтобы сохранить вид букв, состоящих из нескольких контуров, например. "В". О составных контурах смотрите в главе 7.
Пропорции символов (отношение ширины символа к его высоте) являются результатом долгой и кропотливой работы дизайнера шрифта и сами по себе представляют художественно-эстетическую ценность, поскольку служат фундаментом гармонии.
Любое заметное изменение исходных пропорций хорошего шрифта нарушает тонкий баланс толщин горизонтальных и вертикальных штрихов, деформирует изящные формы округлых элементов, выявляет скрытые оптические компенсации и т. д.
Исходя из этого, предоставляемые практически всеми графическими программами возможности непропорционального масштабирования шрифта (вытягивание и сужение по горизонтали или по вертикали) следует использовать чрезвычайно осторожно и только в случае крайней нужды. Разумеется, при осмысленном подходе и с четким пониманием задачи в дизайне нет ограничений.
Для непропорционального масштабирования необходимо выделить один или несколько символов, а затем в полях Vertical Scale (Вертикальный масштаб символов) и Horizontal Scale (Ширина символов) палитры Character (Символ) (рис. 11.24 и 11.25) определить соответствующие значения. Значения можно выбрать из списка, ввести с помощью цифровых клавиш, а также уменьшить или увеличить с помощью кнопок со стрелками.
Диапазон возможных значений — от 1 до 10 000%.
Текст, который связывается с объектом, может быть не только помещен внутрь, но и направлен вдоль контура объекта как правильной, так и любой произвольной формы (рис. 11.7).
Все символы в строке выравниваются по базовой линии (baseline) — условной линии, параметры которой сохраняются в шрифтовом файле для каждого символа. Это дает возможность в программе верстки или графическом редакторе смещать выделенный символ на некоторое расстояние по вертикали от базовой линии.
Вертикальное смещение в сочетании с уменьшением размера символа позволяет легко формировать всевозможные индексы (верхние, например, в показателях степени, и нижние, например, в химических формулах), а также использовать эту функцию в художественных целях (в акцидентном наборе и для размещения знаков ®, © и ™ ).
Для сдвига базовой линии необходимо выделить один или несколько символов, а затем в поле Baseline Shift (Отклонение от базовой линии) палитры Character (Символ) (рис. 11.22) определить значение сдвига. Это значение можно выбрать из списка, ввести с помощью цифровых клавиш, а также уменьшить или увеличить с помощью кнопок со стрелками.
Положительные значения перемещают символы вверх, а отрицательные -— вниз. Диапазон изменения составляет от —1296 до 1296 пунктов.
Если в данный момент палитра не отображает поле Baseline Shift (Отклонение от базовой линии), то необходим о его вызвать с помощью команды Show Options (Дополнительные варианты) меню палитры.
Отклонение от базовой линии можно увеличивать или уменьшать с помощью ьлавиатуры. Сочетание клавиш [Shift]+[Alt]+[] — соответственно вниз.
Известно, что технология WYSIWYG (What You See Is What You Get — "Что видите (на экране), то и получите (на оттиске)") предназначена для обеспечения максимально возможного соответствия у изображения, которое будет получено при распечатке, тому, которое отображается на экране.
На это расходуются значительные вычислительные ресурсы, поэтому мелкий шрифт во многих программах отображается условными прямоугольниками, образующими длинную серую полоску строки. При общем обзоре (уменьшении) страницы шрифт также отображается условно — серыми плашками. Такой прием называется в английской терминологии Greek Type ("греческий шрифт", т. е. "непонятный").
Для установки величины кегля, ниже которого шрифт отображается условно, требуется открыть раздел Type & Auto Tracing (Шрифт и автотрассировка) диалогового окна Preferences (Установки). В поле Greeking (Показывать текст плашками менее) (рис. 11.52) по умолчанию установлено значение б пунктов.
Разумеется, это значение можно изменить в зависимости от общего размера документа, а также из желания взглянуть на свою работу обобщенно, без отвлекающих внимание подробностей (рис. 11.53).
Полная выключка обеспечивается увеличением межбуквенных и межсловных пробелов, однако и в абзацах с левой, правой или центральной выключкой можно устанавливать увеличенные или уменьшенные пробелы. И в том и в другом случае установка этих параметров осуществляется в полях группы Word Spacing (Межсловные пробелы) и Letter Spacing (Межбуквенные пробелы) палитры Paragraph (Абзац) (рис. 11.46)
Установки в этих полях действуют на весь абзац целиком. Если требуется регулировка пробелов в пределах нескольких букв или слов, необходимо использовать технологию трёкинга. Смотрите об этом выше в разделе "Кернинг и трекинг" данной главы.
Для изменения параметров пробелов необходимо выделить с помощью инструмента Selection (Выделение) ( Type (Текст) ( или
Если абзац имеет выключку по формату или полную выключку, то становятся доступными все поля: поле Min. (Минимум) определяет минимально допустимый пробел; поле Desired (Желаемые) определяет оптимальное значение пробела; поле Мах. (Максимум) определяет максимально допустимый пробел.
Для всех остальных типов выключки доступны только поля Desired (Желаемые).
Для межсловных пробелов значениями по умолчанию являются; минимальное и оптимальное значения — 100%, т. е. используются пробелы, имеющиеся у данного шрифта; максимальное значение — 200%.
Для межбуквенных пробелов значениями по умолчанию являются: минимальное и оптимальное значения — 0%, т. е. апроши у букв не изменяются; максимальное значение — 5%.
Функция автоматического переноса слов начинает работать при установке флажка Auto-Hyphenate (Автоматический перенос) в палитре Paragraph (Абзац).
Для установки параметров переноса следует вызвать меню палитры и выполнить команду Hyphenation (Правила переноса), которая выводит на экран диалоговое окно Hyphenation Options (Правила переноса) (рис. 11.50).
При использовании шрифта формата Adobe Multiple Master предоста&дя^т-ся возможность автоматически изменить параметры шрифта (насыщенность и межбуквенные пробелы) таким образом, чтобы заголовок заполнил ширину полосы набора (рис. 11.48). Если используется обычный шрифт, то изменяются только межбуквенные пробелы (рис. 11.49).
Для этого необходимо выделить соответствующий фрагмент и вытэлмии» команду Fit Headline (Подгонка заголовка) меню Тyре (Текст).
Whether you are providing muiticotored artwork to an outside service bureau or
В программе Adobe Illustrator реализован поиск блока(-ов) текста, имеющего то или иное шрифтовое форматирование, и его замена блоком с другим форматированием. Эта возможность напоминает поиск и замену текста. принятые во всех программных приложениях, работающих с текстом.
Дополнительно программа составляет список гарнитур, использованных в данном документе, и. что очень важно при передаче документов к другие руки, можно сохранить список в виде отдельного текстового файла.
ADOBE ILLUSTRATOR DOCUMENT INFORMATION
Document: С: \Iilustrator90\Saniple Files\Samples2. ai Dimensions:612 x 792 Printer Resolution:800
Fonts Used In This Document;5 Helvetica Garamond-BookCondensed
Futura Light-Normal-Italic
KabelCTT-Ultra
KabelCTT-Book
Для замены шрифтового форматирования необходимо выполнить команду Find Font (Найти шрифт) меню Type (Текст), в результате на экран выводится одноименное диалоговое окно (рис. 11.15).
В набор "удобств" работы с текстом всегда входит функция пойсэсй« замены текста. В программе Adobe Illustrator поиск текста рб^печиюе^с^ дрвсех типах текстовых блоков и замена происходит с сохранением всех параметров шрифта (гарнитуры, начертания, кегля, цвета, кернирования и т.д.).
Команда Und/Change (Найти/Заменить) меню Тyре (Текст) выводит на экран одноименное диалоговое окно (рис. 11.56).
Клавиатура унаследовала почти все ограничения пишущей машинки, с ее помощью нельзя ввести типографские кавычки (тем более, что в разных странах они разные), "правильное" длинное тире и многое другое.
Эти знаки, как правило, имеются в шрифтовом файле, но ввести их можно с помощью набора цифрового кода, который, во-первых, надо помнить, а во-вторых, это как минимум пять нажатий клавиш. Поэтому во многих программах предусмотрена функция замены знаков, вводимых с клавиатуры, на знаки, требующиеся для полиграфического документа, например, замену машинописных кавычек на "лапки" и т. д.
Команда Smart Punctuation (Типографская пунктуация) меню Type (Текст) выводит на экран одноименное диалоговое окно (рис. 11.58), в котором представлены замены машинописных (клавиатурных) знаков на полиграфические.
Nota Bene. Следует обратить внимание, что в большей степени эти замены касаются традиций англоязычной полиграфии.
Затем следует щелкнуть на кнопке Alignment (Выравнивание по началу текста), которая обеспечит совмещение начала линейки палитры и левого края текстового блока для горизонтального текста или верхнего края текстового блока для вертикального текста.
Если длина палитры окажется короче текстового блока, то можно растянуть палитру, потянув за квадратик в нижнем правом углу палитры.
Установка флажка Snap (Выровнять) обеспечивает при перемещении табуляторов "притягивание" их к меткам линейки. Для временного отключения этой функции достаточно нажать клавишу [Ctrl].
Табулятор создается щелчком над линейкой. Его позиция относительно левого края текстового блока в горизонтальном тексте или относительно верхнего края в вертикальном тексте отображается в поле Х (справа от флажка).
Тип табулятора выбирается с помощью одной из кнопок, расположенных в левом верхнем углу палитры.
Первая кнопка слева выравнивает горизонтальный текст по;левй¦й, а вертикальный текст — по верхнему краю.
Вторая кнопка выравнивает оба вида текста по центру.
Третья кнопка выравнивает горизонтальный текст по правому краю, а вертикальный текст — по нижнему краю.
И наконец, четвертая кнопка выравнивает числа по десятичному знаку (используется главным образом в таблицах). В этом случае легко прочитывается порядок целой части чисел.
Для того чтобы удалить ненужные табуляторы, их значки "перемещаются" за пределы палитры. В этом случае вместо значения координаты выводится слово "*delete*".
Для одновременного перемещения всех символов табуляторов правее от выделенного следует удерживать клавишу <Shift>.
Можно обеспечить обтекание текстом любого графического объекта (кроме объектов, созданных с помощью инструмента Paintbrush (Кисть) (
Для того чтобы исключить обтекание текстом, следует выполнить команду Release (Отменить) меню Type/Wrap (Текст/Обтекание).
Программа Adobe Illustrator поддерживает шрифтовой формат Adobe Multiple Master, разработанный фирмой Adobe в 1992 году и являющийся развитием формата Type 1.
Формат включает несколько базовых начертаний (master design) и может генерировать промежуточные начертания методом интерполяции по нескольким (до четырех) осям, например, насыщенности (weight), т. е. "светлый — жирный", ширины символа (width), т. е. "узкий -~ широкий", начертания (style), т. е. "прямой — курсивный" и оптической оси шрифта (optical siyle), т. е. формы символа в зависимости от величины кегля.
Это дает возможность с незначительным шагом изменять параметры, например насыщенность, ранее отличающиеся строгой дискретностью, а также добавляет новое измерение в управлении полиграфическими параметрами шрифта,
Для работы с такими шрифтами необходимо наличие установленной и активной программы Adobe Type Manager .
Сам процесс настройки параметров шрифта формата Multiple Master осуществляется в палитре MM Design (ММ-шрифт) (рис. 11.25).
В рамке блочного текста можно обеспечить его организацию в виде, отделенных друг от друга рядов и колонок, т. е. преобразовать одну колонку в совокупность нескольких колонок.
Если в качестве рамки для текста использовался объект произвольной формы, то он превращается в прямоугольный, размер которого определяется по габаритным точкам исходного объекта.
Для создания рядов и колонок необходимо с помощью инструмента Selection (Выделение) (Rows & Columns (Ряды и столбцы) меню Type (Текст), которая выводит на экран одноименное диалоговое окно (рис. 11.32).
Текстовые рамки, созданные с помощью инструментов Type (Текст) и Areа Type (Текст в, области), можно связать, в результате чего тексты этих рамок образуют непрерывный текст, который "перетекает" из одной рамки: в другую при всех возможных изменениях (удаления и добавления символов или фрагментов текста) (рис. 11.31).
Однако направление "потока" текста зависит от порядка объектов, служащих в качестве рамок для текста, в "вертикальной стопке", о которой шла речь в главе 6.
В частности, сначала текст попадает в самую нижнюю рамку в "стопке" связанных объектов, затем — в ту, которая расположена выше, и, наконец,; завершается в самой верхней.
Изменить направление "потока" легко, если перераспределить объекты в "стопке" связанных объектов с помощью команд меню Object/Arrange (Объект/Монтаж). Выполнить это можно как до, так и после процедуры связывания.
При выборе блочного текста с помощью инструмента Selection (Выделение) (
При выборе рамки с помощью инструмента Direct Selection (Частичное выделение) ( Group Selection (Выделение в группе) (
Если рамка текстового блока связана с другими рамками, то и в этом случае она может трансформироваться индивидуально.
Для трансформирования блочного текста используются обычные инструменты и команды трансформирования: Rotate (Поворот) () или Shear (Наклон) (
Поскольку объекты, используемые для размещения текста, имеют склонность "исчезать" из поля зрения пользователя при нормальном режиме работы, то в документе могут появляться "фантомные" объекты.
Для борьбы с ними в диалоговом окне Cleanup (Вычистить), которое вызывается одноименной командой меню Object/Path (Объект/Контур), предусмотрен специальный флажок Empty Text Paths (Пустые текстовые контуры) (рис. 11.11).
Рис 11.11. Флажок Empty Text Paths диалогового окна Cleanup
Размер, именуемый полиграфистами "кеглем", как правило, измеряется в пунктах, который равен 1/72 англо-американского дюйма (25,4 мм) или 1/72 французского дюйма (26,03 мм) — пункт Дидо, традиционно использовавшийся в континентальных европейских странах, а также в России и в СССР. Nota Bene. Следует иметь е виду, что пункт Дидо в программе Adobe Illustrator не применяется.
Вертикальная ориентация текста (направление размещения символов и в связи с этим всего потока текста) определяется использованием соответствующих инструментов Vertical Type (Вертикальный текст). Vertical Area Type
(Вертикальный текст в области) или Vertical'Path Type (Вертикальный текст вдоль контура), установок палитры Character (Симпол) и команд Type Orientation (Ориентация текста) меню Type (Текст).
О вводе вертикального текста смотрите ранее в разделе "Ввод текста" даннип главы.
Направление имеющегося вертикального текста или отдельных его фрагментов или символов можно изменить с помощью палитры Character (Символ)' (рис. 11.27). Для этого используется список Direction (Ориентация), который вызывается на экран при выполнении команды Show Multilingual (Показать параметры многоязычной поддержки) меню палитры- В списке представлены три варианта ориентации вертикального текста (рис. 11.28).
Под гарнитурой шрифта понимается набор шрифтов, имеющих единый стилевой рисунок и единое имя, например, гарнитуры Times, Helvetica. Декор, Лазурского и многие, многие другие.
В современных компьютерных системах обеспечение доступа к шрифтовым ресурсам для конкретных приложений, в том числе и программы Adobe Illustrator, является одной из основных задач операционной системы, в частности Windows 98/2000.
А обеспечение комплекта шрифтов, за исключением нескольких шрифтов-поставляемых с системой или каким-либо приложением, — прерогатива самого пользователя.
Палитра Character (Символ) в списке Font (Шрифт) и команда Font (Гарнитура) меню ТУре (Текст) отображают списки гарнитур шрифтов, инсталлированных в конкретной операционной системе.
В левом списке поля Font (Шрифт) палитры Character (Символ) (рис. 11.13) представлены названия гарнитур, а в правом — их начертания — конкретный вид шрифта, отличающийся от других шрифтов той же гарнитуры насыщенностью (например, Bold — полужирный) и наклоном (например, Italic — курсивный).
При работе с текстом возможно выделение отдельной буквы, слова, абзаца, произвольного количества букв и вообще произвольного количества текста. Выделение текста необходимо для того, чтобы у выделенного фрагмента можно было изменить его параметры или, как говорят, "изменить форматирование текста", а также или выполнить другие операции, например, удалить, перенести в буфер обмена Clipboard и т. д.
Для выделения текста обычно используются следующие приемы. Нажав кнопку мыши в начале выделенной области, "протянуть" курсор до конца требуемой области и отпустить кнопку. Клавиша [Shift] позволяет ускорить этот процесс, поскольку достаточно двух щелчков: в начале и в конце выделенной области. С нажатой клавишей можно выделять фрагмент текста с помощью клавиш управления курсором Двойным щелчком выделяется текущее слово. Тройной щелчок выделяет текущий абзац. С помощью клавиш [Shift]+[Ctrl] и клавиши [] - последующий абзацы. С помощью клавиш [Shift]+[Ctrl] и клавиши [] — последующее слово. Команда Select All (Выделить все) меню Edit (Правка) позволяет выделить весь текущий текстовый блок.
В программе применяется еще один способ выделения текстового блока — по базовой линии. При подведении курсора инструментов Selection (Выделение) ( Direct Selection (Частичное выделение) (
Для того чтобы использовать такой способ, надо снять флажок Type Area Select (Выделение области текста) раздела Type & Auto Tracing (Шрифт и автотрассировка) диалогового окна Preferences (Установки) (по умолчанию флажок установлен).
Полиграфисты называют выключкой "доведение в процессе набора строки до заданного формата", но поскольку этот процесс целиком переложен на компьютерную программу, то выключку стали понимать в более широком смысле; как способ организации абзаца относительно условной вертикальной линии-
Исходя из этого выключка может быть левой (рис. 11.39), правой (рис. 11.40). центральной (рис. 11.41), по формату (рис. 11.42) и полной (иногда называемой "принудительной") (рис. 11.43).
Для того чтобы установить тот или иной тип выключки, необходимо выделить с помощью инструмента Selection (Выделение) ( Type (Текст) () — один или несколько абзацев, если требуется применить оформление только к некоторым абзацам.
Затем следует нажать одну из кнопок (слева направо): Align Left (Выключка влево) Align Center (Выключка по центру)